Login



Search

Main About state services Выступление министра образования
KazakhRussian (CIS)English (United Kingdom)
Выступление министра образования PDF Print E-mail
There are no translations available.

 

Живой и непрерывный процесс

 

 

24.08.2011г.

В канун республиканского педагогического форума «Семья, школа, общество – вместе во благо будущего!» на вопросы  читателей газеты "Литер" отвечает министр образования и науки Б.Жумагулов.

 

Вопрос образования волнует практически всех. Это вполне объяснимо, поскольку образование – это своеобразный фундамент, на котором строится будущее.

Поэтому неудивительно, что объявление о «прямой линии» с министром образования и науки Республики Казахстан Бакытжаном Жумагуловым вызвало живой интерес у наших читателей. С 1 июля по 10 августа в редакцию и на электронный адрес пресс-службы МОН РК поступило несколько тысяч вопросов. Казахстанцев разных возрастов и профессий интересует самый широкий спектр перспектив и проблем образования и науки. Ограниченность газетной площади не позволила опубликовать все поступившие вопросы, однако всем авторам будут направлены письменные ответы Министерства образования и науки.

 

О «прямой линии» с министром образования и науки Республики Казахстан Бакытжаном Жумагуловым наша газета объявила 27 июня. С 1 июля по 10 августа в редакцию и на электронный адрес пресс-службы МОН РК поступило несколько тысяч вопросов от наших читателей. Казахстанцы разных возрастов и профессий проявили большой интерес к проблемам образования и науки. Ввиду того, что многие вопросы перекликаются по своей проблематике, редакция их обобщила. Кроме того, ограниченность газетной площади не позволила опубликовать все поступившие вопросы, однако их авторам будут направлены письменные ответы министерства.

Аблай Султангазиев, Алматы: После школы я хотел бы поступить в педагогический вуз, но многие меня отговаривают, говорят, что эта профессия совсем не престижная, малооплачиваемая и в педвузы идут только слабые выпускники. Какие меры предпринимаются по повышению имиджа профессии?

– Это очень злободневный вопрос. Всегда считал и считаю, что педагог – ключевое звено всей системы образования, от него в первую очередь зависит качество подготовки молодежи на всех уровнях – в школе, профессионально-технических учебных заведениях, вузах. Эта профессия должна стать одной из самых уважаемых и престижных, без этого нам не удастся обеспечить выполнение поставленных президентом страны Нурсултаном Назарбаевым стратегических задач построения процветающего и конкурентоспособного Казахстана, формирования интеллектуальной нации. Поэтому сегодня мы ставим повышение имиджа профессии и статуса педагога как одну из самых ответственных задач министерства. В новой Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы повышению статуса педагога уделено особое внимание. Эту работу мы начали выстраивать по трем важнейшим направлениям. Первое – обеспечить учителям достойную оплату труда. С 1 июля, как вы знаете, заработная плата учителей уже выросла на 30 процентов. А с начала учебного года учителя получат новые надбавки к заработной плате в зависимости от их категории. К примеру, для учителей высшей категории – до 100 процентов базового оклада, первой категории – 50 процентов, второй – 30 процентов. В предстоящие годы повышение будет продолжено, и к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе.

Второе направление – радикально повысить квалификацию учителей. Только высококвалифицированные специалисты могут завоевать реальное уважение в обществе. Для этого мы в корне пересматриваем концепцию и стандарты обучения педагогическим специальностям в вузах, чтобы выпускники получали квалификацию, реально сопоставимую с европейским уровнем. Повысим стипендии будущим педагогам и стоимость госзаказа на их подготовку. И рассчитываем, что все это повысит престиж профессии учителя и привлечет в педагогические вузы по-настоящему талантливую и амбициозную молодежь. Для действующих учителей мы разработали и в течение следующих пяти лет будем реализовывать принципиально новую систему дальнейшего повышения квалификации. Для этого создаются новые структуры – центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах, где у нас сосредоточены лучшие педагогические кадры и привлечены передовые зарубежные технологии обучения, и Национальный центр повышения квалификации педагогов. В них наши учителя будут проходить специальную трехмесячную переподготовку по новым программам, разработанным в соответствии с мировым опытом. Такую переподготовку за пять лет пройдут более 120 тысяч учителей. Они приобретут новые знания, овладеют современными методиками и по результатам обучения получат сертификаты о присвоении нового уровня квалификации – первого, второго или третьего. Они дадут возможность получать еще более высокую зарплату. При этом отмеченные выше доплаты за категории учителей останутся вне зависимости от прохождения ими новой системы повышения квалификации.

Аналогичные уровни квалификации будут получать и выпускники педагогических специальностей вузов, обучающиеся по новым программам.

Наконец, третье направление нашей работы – системное повышение общественного имиджа педагогической профессии – через средства массовой информации, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с неправительственными организациями, родителями, работодателями и т.д. Для этого уже разработана целевая имиджевая программа министерства, в создании которой приняли участие авторитетные зарубежные специалисты.

Издревле на Востоке отношение к учителю было самым трепетным, он был одним из самых почитаемых людей. Народная казахская мудрость говорит: «Љстазынды џлы ќкендей сыйла» – «Учителя почитай как отца родного». И мы с вами можем и должны вернуть эту вековую традицию, обеспечить профессии учителя высочайший престиж и уважение в казахстанском обществе. Уверен, только так и будет.

Ольга Пичкулева, Уральск: Мой сын идет в 9 класс, успеваемость у него не очень – много троек. Можно ли надеяться, что он сможет учиться в 10–11 классах, ведь туда отбирают не всех, хотя Конституция Республики Казахстан гарантирует бесплатное среднее образование? Отдавать его в профтехшколу я не хочу.

– Оснований для вашего беспокойства нет. Бесплатное среднее образование гарантировано законодательством Казахстана, где определено, что «государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования». Поэтому ваш сын не только имеет законное право продолжить обучение в 10–11 классах школы, но и выбрать направление, соответствующее его индивидуальным склонностям и планам на предстоящую жизнь. Школьная администрация не вправе отказывать в дальнейшем обучении ребенку.

В дополнение хотелось бы сказать несколько слов в защиту профессионально-технического образования, к которому вы относитесь, думаю, излишне категорично. Современные казахстанские стандарты такого образования предусматривают не только освоение избранной профессии, но и полноценное изучение дисциплин общего среднего образования. Из стен колледжа выпускник должен выходить не менее подготовленным, чем из 11 класса средней школы, плюс имея конкретную востребованную специальность. Сегодня рынок труда испытывает очень большую потребность в специалистах среднего звена, и эта востребованность будет только расти по мере реализации выдвинутой главой государства Программы форсированного индустриально-инновационного развития страны. Моя позиция здесь однозначна – неустанно наращивать усилия, чтобы вывести наше техническое и профессиональное образование на уровень лучших мировых стандартов и чтобы такой алгоритм получения образования становился все более привлекательным для нашей молодежи. Поверьте, это очень перспективно.

Жумабек Исмаилов, Кызылорда: Уважаемый Бакытжан Турсынович! Недавно с удивлением узнал, что согласно законодательству ответственность за школьное обучение лежит на местных органах власти. Есть ли у министерства реальные возможности влиять на процесс?

– Действительно, предоставление образовательных услуг средней школы в Казахстане относится к компетенции местных исполнительных органов. Осенью прошлого года мы провели анализ зарубежной практики, и он показал, что в развитых странах идет интенсивная децентрализация образовательных систем, все больше полномочий передается муниципальным органам и самим организациям образования. Это объективный процесс, и здесь наши подходы соответствуют мировым стандартам. Считаю, что и далее необходимо расширять возможности, самостоятельность и ответственность местных органов власти и школ в этом вопросе. А функции министерства – координировать работу системы в масштабах страны, обеспечивать единую законодательную, нормативную и методологическую базу, стандарты и содержание образования, обеспечивать подготовку кадров.

Другой вопрос – о контроле качества образовательных услуг. Тот же анализ продемонстрировал, что в развитых странах идет одновременное укрепление жестко централизованного непрерывного контроля качества образования со стороны государства. Такой контроль реализуется министерствами образования и центральными органами, имеющими региональные подразделения. Так построены системы контроля качества образования в Швеции, Великобритании, Франции, Японии, Финляндии и других странах. Они обеспечивают единый по стране высокий уровень качества образовательных услуг. Главным является наличие у центральных органов эффективной обратной связи с организациями образования на местах и возможность не только контролировать качество обучения, но и поддерживать профессионализм педагогов.

В Казахстане этот механизм до настоящего времени не работал, поскольку контроль качества среднего образования возложен на местные исполнительные органы. Его результаты на местном уровне не используются для совершенствования содержания образования, местные органы этим не занимаются. В результате мы видим, что в последние годы позиции Казахстана по показателям качества образования в Глобальном индексе конкурентоспособности стран мира постоянно снижаются. Имеются серьезные региональные диспропорции в качестве знаний учеников.

Для устранения такого негативного явления президент страны дал жесткое поручение – ввести централизованную вертикаль контроля качества образования, включая школьное и профессионально-техническое, и возложить эти функции на Министерство образования и науки РК. Уже в этом году в министерстве будут созданы соответствующие региональные структуры, и национальная система предоставления образовательных услуг и контроля их качества будет приведена в соответствие с современной мировой практикой. Министерство получит новые рычаги влияния на качество обучения школьников и будет работать в более тесном контакте с управлениями образования и соответствующими департаментами акиматов на местах. Такая совместная работа, безусловно, положительно скажется на уровне подготовки школьников, на работе педагогов и на совершенствовании всех аспектов учебно-воспитательного процесса.

Юлия Ямпольская, Алматы: Как можно бороться с произволом учителя? Можно ли ставить двойки за забытые тетради? Есть ли какие-то официальные нормы поведения учителя и нормативы, по которым должны оцениваться знания детей?

– По моему глубокому убеждению, понятия «учитель» и «произвол» должны быть абсолютно несовместимы. Человек с педагогическим образованием призван учить, воспитывать. Поэтому компетентный педагог никогда не допустит подобных действий, и таких учителей у нас подавляющее большинство.

За забытые тетради двойки, конечно же, не должны ставиться. Но, справедливости ради, настоятельно рекомендую выяснить, как часто ваш ребенок забывает тетради и как вообще он относится к школе и готовится к урокам. В этом деле нужно постоянное взаимодействие родителей и педагогов – это одна из основ эффективности учебы и воспитания нового человека.

Что касается оценки знаний учеников, то соответствующие нормы зафиксированы в подзаконных актах, в частности, в типовых учебных программах по общеобразовательным предметам. Думаю, введение централизованной вертикали контроля качества образования, о которой говорилось выше, даст новые механизмы соблюдения норм педагогической этики, и мы будем иметь хороший инструмент обратной связи.

Берик Карабаев, Алматинская область: Зачем создаются исследовательские университеты? Разве просто университета уже не достаточно, чтобы получить качественное высшее образование?

– Создание исследовательских университетов направлено на дальнейшее повышение качества казахстанской высшей школы, соответствие уровня нашего высшего образования современным мировым критериям и тенденциям.

За последние десятилетия в мире существенно поменялись требования к специалистам с высшим образованием и сам характер их труда. Теперь таким специалистам совершенно недостаточно быть компетентными в своей профессии, полученной в вузе. Взрывной рост объемов информации и темпов изменения содержания труда требует, чтобы такие специалисты обладали способностями постоянно добывать и нарабатывать новые знания, которые не предусмотрены вузовской программой. А такие способности в ходе обучения могут быть сформированы только в процессе творческой деятельности студента, его участия в научных исследованиях. Поэтому глубоко убежден, что наука сегодня должна выступать уже не только как сфера профессионального получения новых знаний, которой занимаются исключительно ученые, но и как важнейший элемент современного высшего образования для самых широких кругов специалистов.

Ярким примером реализации такого подхода является создание в Астане Назарбаев Университета, изначально задуманного как научный и образовательный центр мирового уровня. Кроме того, создание исследовательских университетов поможет решить проблему старения научных кадров, привлечет в науку талантливую молодежь. Все это будет эффективно содействовать достижению масштабной цели, поставленной Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым – превратить Казахстан в центр знаний мирового уровня.

Саим Катпин, Астана: В связи с переходом Казахстана к модели PhD, на ваш взгляд, как будут обстоять дела с признанием российских дипломов кандидатов и докторов наук? С созданием Таможенного союза, а в будущем Единого экономического пространства это очень актуально.

– Никаких препятствий для признания ученых степеней и званий граждан Российской Федерации не будет. Их признание, как и прежде, будет осуществляться в соответствии с международным договором, заключенным между Казахстаном и Россией. Что касается ученых степеней, полученных в России гражданами Казахстана после ввода в действие нового закона «О науке», то дипломы кандидатов наук будут признаваться только в случае прохождения соискателем очного обучения в России. Степени, полученные заочным путем или в виде соискательства, не могут быть приравнены к действующей у нас ученой степени PhD, поскольку для ее присуждения законодательство требует исключительно очной подготовки.

Аналогичные подходы будут использоваться и в отношении других стран СНГ. Должен, однако, отметить, что и Россия, и ряд других стран СНГ, присоединившихся к Болонскому процессу, также продвигаются к внедрению ученых степеней PhD с учетом своих национальных особенностей, и это только вопрос времени.

Арман Темиргалиев, Алматы: Когда будет решен вопрос с полным обеспечением студентов общежитиями? Сегодня даже в общежитиях государственных вузов мест не хватает, а частные вузы вообще не предоставляют общежития.

– Вы правы, эта проблема есть. В настоящее время из 148 вузов республики лишь 82 имеют свои общежития. Наиболее остро нуждаются в жилье студенты в городах Астана и Алматы. Для решения вопроса обеспеченности общежитиями студенческой молодежи в этом году впервые за 20 лет по поручению главы государства запускается программа «Студенческое жилье». Эта уникальная инициатива направлена на кардинальное решение проблемы. Программа будет реализована в нескольких направлениях: строительство новых, реконструкция и капитальный ремонт существующих общежитий. В предстоящие четыре года будет построено 32 новых общежития, реконструировано 5, а также капитально отремонтированы 54 общежития.

Кроме того, планируется строительство масштабных студенческих городков в Астане и Алматы. В столице намечено возведение студенческого городка из 24 общежитий на 11 050 мест. В Алматы в ближайшие годы появится городок из 42 общежитий на 20 тысяч мест.

Сегодня акиматами уже выделены земельные участки под строительство площадью 49 гектаров в Астане и 41,5 гектара в Алматы. В итоге через программу «Студенческое жилье» мы обеспечим общежитиями 80 процентов студентов.

Надежда Крючкова, Уральск: В связи с новой Государственной программой развития образования на 2011–2020 годы возникает вопрос, какие произойдут изменения в сфере обучения детей с ограниченными возможностями?

– Безусловно, государство не оставит без заботы детей, которым из-за болезни приходится в жизни не так просто. Здесь мы сформировали новые подходы, и они включены в данную программу. В частности, кардинально ставится вопрос о существенном улучшении системы инклюзивного образования в школе. Для этого министерство разрабатывает принципиально новые модульные программы и правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.

В итоге в 3030 общеобразовательных школах будут созданы равноправные условия для обучения и воспитания детей-инвалидов. Для 3000 детей мы сделаем доступным дистанционное образование. Уже в текущем году на это предусматривается выделение денежных средств в сумме 1,7 млрд тенге. Примечательно, что из государственного бюджета впервые выделяются средства на оснащение учебных мест для 9000 детей с ограниченными возможностями, которые до этого обучались на дому. Средства мы направим на приобретение компьютеров, вспомогательных технических средств и подключение к Интернету. Так что изменения к лучшему обязательно будут.

Раиса Андреева, Кокшетау: Будет ли отменен промежуточный государственный контроль (ПГК) для студентов вузов?

– ПГК проводится в стране ежегодно с 2005 года. Его главная цель – дать оценку качества предоставляемых образовательных услуг. Я знаю, что отношение к нему в вузовской среде неоднозначное, но считаю, что на определенном этапе такой контроль сыграл свою положительную роль. Однако сегодня данный механизм уже полностью изжил себя, перестал быть эффективным и даже проявляет признаки коррупциогенности. Поэтому полагаю, что в современных условиях развития образования необходимы новые механизмы внешней объективной оценки качества. В этой связи нами инициировано предложение исключить ПГК из закона «Об образовании», и сейчас оно вместе с другими изменениями и дополнениями в данный закон находится на рассмотрении парламентариев. Пока же, до принятия законодательного решения, ПГК в вузах остается.

Нариман Ниязбакиев, Жаркент: Зачем вводить новомодное электронное обучение в школах, когда мы не можем добиться высокого качества среднего образования? Даст ли оно что-нибудь полезное, кроме затрат на «полную компьютеризацию» школ и приобретение планшетников?

– Прежде чем вводить новый проект по электронному обучению, мы детально изучили соответствующий опыт развитых стран. Он показывает, что интенсивное развитие e-learning является одной из ведущих мировых тенденций системы образования. ЮНЕСКО определило электронное обучение главным приоритетом образования в условиях информационного общества. В США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канаде электронное обучение стало практикой повседневной жизни. В Финляндии, Ирландии, Южной Корее введение электронного обучения уже существенно повлияло на общий ход модернизации образования и в конечном итоге позволило добиться значительного экономического роста.

Не секрет, что по развитию информационных технологий наша страна отстает от лидирующих государств на 10–15 лет. Мы должны преодолеть это отставание, в том числе и по использованию все расширяющихся возможностей электронного обучения – это необходимое условие обеспечения конкурентоспособности страны на мировой арене.

И чтобы это дело было максимально полезным и наименее затратным, считаю, что его надо начать с тщательно продуманного пилотного проекта. С нового учебного года в этот экспериментальный проект будут включены 44 учебных учреждения Карагандинской области, Астаны и Алматы. При этом моя позиция заключается в том, что традиционная форма обучения должна быть сохранена и дополнена применением современных технологий e-learning, которые нацелены на качественное улучшение учебного процесса и предоставление в нем принципиально новых возможностей. И только после детальной отработки всех нюансов новых форм обучения в пилотном проекте они будут тиражироваться на остальные учебные заведения страны.

Алмас Сулейман, Шымкент: Не могли бы вы объяснить, что такое попечительские советы и какая от них польза?

– Попечительские советы – это формирование новых подходов общественного управления и контроля в системе отечественного образования. Такая форма участия общественности в управлении системой образования широко используется в развитых странах мира и хорошо себя зарекомендовала. Причем учреждения образования обязаны отчитываться перед попечителями не только за результаты своей учебной деятельности, но и за использование и распределение предоставленных финансовых средств.

Сегодня в школах республики создан 2451 попечительский совет, в который входят родители, представители гражданского общества, включая СМИ. Одна из важнейших задач попечительских советов – участие в привлечении дополнительных ресурсов, необходимых для развития школы, и отслеживание эффективности их использования. Существенную позицию занимает в деятельности советов профилактика правонарушений, работа с родителями, общественностью.

С недавних пор аналогичная форма поддержки принята и в казахстанских вузах, где общественность и работодатели участвуют в стратегическом управлении учебным заведением и привлечении весомых ресурсов для его развития. Сегодня в вузах страны действуют 65 попечительских советов. Уверен, что такую форму общественного управления надо и дальше развивать, внимательно анализируя мировой опыт и адаптируя его к отечественной практике.

Ляззат Тусупбекова, Караганда: Слышала, что в вузах будут вводиться приемные экзамены в дополнение к результатам ЕНТ. Так ли это?

– Нет. Формат приема в высшие учебные заведения остался прежним. Другое дело, что ряд ученых и руководителей образования считают, что результатов ЕНТ не достаточно для эффективной оценки, к примеру, творческого потенциала конкретного абитуриента в избранной им будущей специальности. Этот фактор достаточно слабо выявляется на этапе ЕНТ. Считаю, что такая точка зрения имеет право на жизнь. Здесь нужно детально проанализировать обоснованность и целесообразность введения предлагаемых дополнительных испытаний при приеме в вуз (это не обязательно экзамены, могут быть собеседования, творческий диспут и т.п.) и, если будет признано необходимым, то апробировать, к примеру, в национальных университетах. Но все это – дело будущего, и тотальных изменений во всей системе высшего образования в ближайшее время не повлечет.

Виктория Дубченко, Павлодарская область: Ежегодно выделяется по 200 грантов для преподавателей вузов, а самоотверженный труд целой армии школьных учителей, педагогов ТиПО не вознаграждается должным образом? Почему работники одной и той же сферы так неадекватно оцениваются?

– Не могу с вами согласиться. Благородный труд педагогов всегда будет оцениваться по достоинству. Ежегодно государство совершенствует систему мероприятий, направленных на улучшение условий жизни учителей и вознаграждение за их труд.

Педагогические работники дошкольного, среднего, технического и профессионального образования ежегодно бесплатно проходят медицинское обследование, имеют социальные гарантии на жилье, в том числе служебное или общежитие. Местные исполнительные органы для поддержки учительских кадров на селе выделяют земельные участки под индивидуальное строительство жилья, строят дома под ипотечное кредитование, поощряют квартирой педагогов-новаторов, победителей конкурсов. К примеру, в Атырауской области педагогам выделено 236 квартир, в Актюбинской области – 16 домов, 29 служебных квартир, 161 объект арендуемого жилья. Для поддержки молодых специалистов, прибывших в сельскую местность, с 2009 года предусмотрена выплата подъемных не менее 70 МРП, а с 2010 года – 630 МРП на приобретение жилья. Очень многое делается и в плане материальной поддержки педагогов, создания для них необходимых условий труда и быта, проведение конкурсов с поощрением самых квалифицированных учителей, выделение грантов и т.д. Такая работа проводится не по единой кальке, ее формы различны в разных регионах, но в целом система таких поощрений весьма развита.

Кроме того, развернута активная пропаганда профессии педагога, передового опыта и достижений лучших педагогов, проведены I съезд учителей математики, конкурс учителей информатики «Алтын диск», VI Республиканская олимпиада «Талантливый учитель – одаренным детям». В декабре текущего года мы впервые планируем провести конкурс для педагогов школ и профтехобразования на звание «Лучший педагог» с денежным вознаграждением 1000 МРП, или 1,5 млн тенге. Ежегодно по итогам конкурса будут отбираться 48 лучших учителей республики. И в дальнейшем такая наша деятельность будет только развиваться.

Олег Пак, Костанайская область: При переходе на 12-летнее обучение предполагалось, что в старших классах будет организовано профильное обучение. В сельской местности некоторых регионов школы не потянут такие классы. Как будет решаться этот вопрос?

– Вы правы. Действительно, в связи с переходом на 12-летнее обучение задача обеспечения качества образования в малокомплектных школах (МКШ) выходит на первый план, ведь в республике они составляют чуть больше половины школ – 56,2 процента от общего числа, а среди сельских школ их доля около 69 процентов.

Одним из вариантов решения данной проблемы, который мы прорабатываем, может стать внедрение модели ресурсного центра. Подобные центры смогут аккумулировать кадровые, научно-методические, материально-технические ресурсы опорной и несколько близлежащих малокомплектных школ. У нас уже имеется опыт создания ресурсных центров, на базе которых в единое образовательное пространство объединены несколько близлежащих МКШ. Например, в Карагандинской области 11 сельских ресурсных центров соединили между собой 104 малокомплектные школы. Прорабатываем вопросы возможного создания ресурсных центров также при вузах, колледжах и образовательных центрах. Так что к моменту начала перехода на 12-летнее обучение вопрос обеспеченности школьников образованием в профильной школе будет решен, в том числе и для малокомплектных школ.

Фирангиз Чатуева, Костанай: Кто выпускает учебники для школьников? Есть ли контроль министерства над их изданием?

– Знаю, качество школьных учебников вызывает серьезные нарекания как со стороны родителей, так и со стороны общественности и СМИ. В 2010 году мы провели детальную «ревизию» школьных учебников. Некоторые, к сожалению, не выдерживают никакой критики. Однако у нас есть и хорошие учебники, отличные авторы, о которых почему-то не принято говорить, и совершенно напрасно.

Тем не менее министерство разделяет озабоченность состоянием школьных учебников и намерено серьезно заняться их качеством, чтобы даже единичные огрехи не попадали на их страницы, а значит, и в умы наших детей. Улучшение качества учебников вообще рассматриваю как приоритетное направление обеспечения качества школьного образования. И сейчас мы разрабатываем принципиально новые подходы, создаем новую методологию, обеспечиваем информационную и нормативно-правовую базу.

Экспертизу будут проводить независимые высококвалифицированные эксперты, в том числе зарубежные, способные провести всестороннюю оценку учебников и владеющие предметом в полном объеме. Они будут нести полную ответственность за свои заключения.

Далее новые учебники будут рассматриваться авторитетным республиканским советом. И только после благоприятного заключения действующих педагогов они будут рекомендованы для широкого применения в школах страны.

Все эти новые требования мы предложили закрепить в законе «Об образовании».

Руслан Разиев, Мангистауская область: Почему в школах приоритетом является качество знаний, а вопросы воспитательной работы отошли на второй план?

– Единство обучения и воспитания было и остается основным принципом государственной политики в области образования. Воспитательный процесс – это базовая составляющая деятельности общеобразовательной школы, и данное требование никто не отменял.

Приоритетным направлением работы общеобразовательных школ является реализация задач по совершенствованию как учебного, так и воспитательного процесса. К оценке эффективности такой работы школ мы обязательно привлечем создаваемую сейчас министерством вертикаль контроля качества образования, и это станет еще одним механизмом, гарантирующим единство обучения и воспитания.

Кроме того, 6 июля 2011 года по поручению главы государства лидерами молодежных организаций страны при непосредственной поддержке Министерства образования и науки РК и НДП «Нур Отан» создана единая детско-юношеская организация «Жас Џлан». Она призвана сыграть важную роль в воспитании нового поколения казахстанцев в духе высокой нравственности и патриотизма.

Меруерт Оразалиева, Атырау: Как будут решены жилищные проблемы выпускников детских домов? Не секрет, что в некоторых регионах местные органы власти ничего в этом плане не предпринимают.

– В соответствии с законом РК «Об образовании» решение данного вопроса относится к компетенции местных исполнительных органов. Однако поскольку данная норма работает не в полной мере, по инициативе МОН РК еще в 2010 году данный вопрос дважды был рассмотрен на заседаниях Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве РК. По итогам заседаний даны рекомендации заинтересованным министерствам и ведомствам, местным исполнительным органам о необходимости принятия мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, для решения жилищных проблем данной категории лиц по инициативе министерства в действующее законодательство внесены необходимые изменения. Теперь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признанные нуждающимися в жилище и поставленные в очередь до достижения 29 лет, не будут сниматься с очереди вплоть до получения ими жилья.

Марина Железнова, Петропавловск: Какие меры предпринимаются для решения проблем школьного питания?

– Качество питания в школьных столовых, как известно, зависит от качества оборудования столовых, продуктов питания, доставляемых поставщиками, а также услуг, оказываемых арендаторами столовых. Контроль за качеством школьного питания и санитарно-эпидемиологическим состоянием столовых лежит на руководстве школ и органах санэпиднадзора.

Безусловно, проблема существует. В большинстве старых школ используется устаревшее оборудование. И этот вопрос мы неоднократно поднимали на совещаниях различных уровней.

Учитывая, что обеспечение учащихся питанием входит в компетенцию местных исполнительных органов, министерством даны рекомендации по решению данного вопроса. В Госпрограмму развития образования и стратегические планы развития регионов на 2011–2015 годы включены мероприятия по организации школьного питания.

В результате сегодня школьное питание организовано в 77,6 процента школ страны. Более 1,7 млн, или 72 процента, всех учащихся охвачены горячим питанием.

Нажматдин Ханоев, Восточно-Казахстанская область: Сегодня не хватает не только детских садов, но и профессиональных воспитателей, особенно на селе. Как решается проблема обеспечения кадрами дошкольных учреждений?

– В настоящее время в детских садах работают более 36 тысяч педагогов, в том числе на селе – около 12 тысяч. Педагогов для дошкольных организаций в стране готовят 25 вузов и 31 колледж. До 2015 года в соответствии с Государственной программой развития образования в Казахстане должны быть подготовлены еще более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования. В целом в 2011–2015 годах на подготовку и повышение квалификации педагогов, в том числе по вопросам менеджмента, предусмотрено выделение около 100 млрд тенге.

Мощным стимулом повышения качества работы и поддержки лучших педагогов стало то, что в текущем году кроме общего для всех бюджетных работников 30-процентного повышения для педагогов вводятся дополнительные надбавки. С 1 сентября, как я уже говорил, они будут получать доплату за квалификационную категорию до 100 процентов от базового должностного оклада. На эти цели из республиканского бюджета дополнительно выделено 5,3 млрд тенге на текущий год. Дальше такие суммы будут еще увеличиваться.

Кроме того, считаю, что для сохранения в детских садах лучших работников, любящих и умеющих работать с детьми, и пополнения дошкольных организаций новыми кадрами профессию педагога необходимо активно пропагандировать в обществе посредством СМИ, особенно на ТВ. Мы со своей стороны планируем проведение профессиональных номинаций «Лучший педагог дошкольной организации», «Лучший дошкольный мини-центр», «Лучшая дошкольная организация». Номинации будут проведены в сентябре – октябре 2011 года в рамках третьего республиканского конкурса «Білім џясы».

Галым Алтынбаев, Акмолинская область: Я – сельский предприниматель. Хочу открыть частный детский сад. Что для этого я должен сделать? Не могу получить ответа от местных властей.

–Уважаемый Галым! Очень рад, что вы заинтересовались данной формой бизнеса. Это дело очень перспективное и нужное для страны. И крайне существенно, что оно эффективно стимулируется государством. Как вы, наверное, знаете, на содержание каждого ребенка теперь из государственного бюджета будет выделяться детскому саду 176 тыс. тенге в год. Это выгодно всем: вам как предпринимателю в виде дополнительной прибыли, государству в виде готового дошкольного учреждения, увеличивая охват детей дошкольными учреждениями, и родителям, которые смогут меньше платить за детский сад. Считаю, что подобные инициативы являются важным системным фактором ускоренного развития дошкольного обучения.

Что касается процедуры открытия частного детского сада, то она проработана и зафиксирована в законодательных и нормативных актах. Вам будет направлен персональный ответ, а для всех интересующихся информация будет размещена на сайте министерства http://www.edu.gov.kz.

Альфия Гельфанова, Усть-Каменогорск: Как министерство борется с поборами в школах?

– Это очень важный и злободневный вопрос, и на предстоящем 25 августа педагогическом форуме с участием педагогов, родительской общественности и НПО мы будем внимательно рассматривать механизмы его решения. А пока, к сожалению, вынужден признать, что такая проблема в ряде казахстанских школ существует.

В свою очередь хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что именно недостаточная информированность родителей о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг и привлечения и использования благотворительных средств в государственных учебных учреждениях и приводит к сбору наличных денежных средств органами самоуправления школ.

Этот порядок регламентирован в ряде правовых нормативных актов, и родительская общественность должна быть с ними ознакомлена. Здесь очень важна инициатива самих родителей, сообществ педагогов, НПО, действующих в сфере образования. Любые действия, нарушающие установленные нормы, противозаконны, и нам с вами вместе надо противостоять таким фактам, доводить их до сведения местных исполнительных органов, добиваться устранения, а если необходимо, то и выносить на уровень министерства.

Елена Мамедляева, Алматы: Каковы критерии присуждения государственного гранта «Лучший преподаватель вуза»? По моему мнению, иногда их присуждают незаслуженно.

– Государственный грант «Лучший преподаватель вуза» присуждается строго на основе утвержденных правил, в которых прописаны все требования к претендентам. И соблюдение этих требований тщательно контролируется.

Конкурс на получение гранта осуществляется в два этапа. Первый проходит в вузе, в котором работает претендент. Оценка его профессиональной деятельности проводится в первую очередь по таким показателям, как участие в разработке и издании учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов дисциплин; использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий; оценка студентами педагогического мастерства участников конкурса. Важное значение имеет и участие в фундаментальных, прикладных научных исследованиях, в международных научных проектах; научные достижения. Необходимо отметить, что именно на основе вузовских показателей формируется первоначальная база для дальнейшего конкурсного отбора.

На втором этапе проводится уже республиканский конкурс, где на основе представленных вузами показателей формируется рейтинг преподавателей и определяются обладатели гранта. В целом, как показывает практика проведения конкурса, вузами в среднем представляется около 800 претендентов. Из них только 200 становятся обладателями гранта. Мы сейчас разрабатываем такой механизм, при котором решающее значение в отборе претендентов будут играть сами вузы.

Альнур Жакипбаев, Алматы: Студентам не хватает учебников на государственном языке, особенно по техническим, естественным и экономическим наукам. Как решается данная проблема?

– В казахстанских вузах на государственном языке обучается порядка 320 тысяч студентов, или 51,5 процента от общего контингента. В то же время книжный фонд библиотек вузов на государственном языке составляет 8 млн книг – всего лишь 16 процентов от общего объема. Так что названная вами проблема весьма существенна, и ее решение является одним из стратегических направлений деятельности министерства и вузов.

В данной связи с этого года начата системная государственная поддержка разработки и издания вузовских учебников, в первую очередь на государственном языке. В этом году впервые из республиканского бюджета выделены 137,7 млн тенге на финансирование издания базовых учебников для вузов. В особенности по техническим, естественным и экономическим наукам.

В 2011 году министерством утвержден тематический план по изданию 130 базовых учебников для вузов на государственном языке. На данный момент уже изданы 50 учебников, 10 находятся в печати.

Вместе с тем нами проводится работа по систематизации учебников на английском языке, используемых в лучших университетах мира. В дальнейшем мы планируем перевести их и издать на государственном языке.

Стоит отметить, что решение названной проблемы во многом зависит и от усилий казахстанских ученых и преподавателей. Кроме того, теперь вузовские учебники так же, как и школьные, будут проходить процедуру независимой экспертизы и апробации.

Азамат Икенов, Тараз: Что предпринимает министерство для того, чтобы повысить престиж технического и профессионального образования (ТиПО) среди молодежи?

– Вы наверняка сами знаете, что в последние годы рабочие и технические профессии были совсем непопулярными среди казахстанской молодежи. Молодые люди, как правило, стремились получить высшее образование. В результате ежегодно вузы выпускают более 150 тысяч специалистов. И перед ними, естественно, возникает нелегкая задача трудоустройства. Причем не секрет, что порой приходится выбирать должности, не соответствующие полученной специальности и амбициозным ожиданиям, особенно по «модным» специальностям, рынок труда по которым явно перегрет.

При этом в стране, к сожалению, катастрофически не хватает специалистов среднего звена. Эту ситуацию необходимо в корне изменить, если мы хотим успешно решить задачи индустриально-инновационного развития Казахстана.

Сегодня нами начато формирование принципиально новой модели функционирования технического и профессионального образования. При правительстве РК создан Национальный совет по развитию технического и профессионального образования (ТиПО) с участием бизнес-ассоциаций и работодателей, начинают свою работу отраслевые и региональные советы. Их задача – определять реальные и перспективные потребности рынка труда в специалистах, разрабатывать современные профессиональные стандарты. Обеспечивать взаимодействие ТиПО с бизнесом, населением и местными органами управления.

Новыми точками качественного роста профтехобразования станут создаваемые по поручению главы государства 4 колледжа мирового уровня в городах Астана, Алматы, Актобе и Шымкент и холдинг «Кќсіпћор», в котором будем отрабатывать новую модель корпоративного управления ТиПО с самым активным участием бизнеса.

Кроме того, ведем серьезную работу по обеспечению качества профобразования, повышению престижа рабочих и технических профессий. Все более активно проводятся «круглые столы», встречи с передовиками, ветеранами труда, создается цикл радио- и телепередач, публикаций «Я выбираю профессию». Также проводим республиканские и областные конкурсы «Лучшее учебное заведение», «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.

Все эти меры направлены на формирование современной и привлекательной системы ТиПО. Причем привлекательной не только для молодежи, но и для бизнеса, который является основным потребителем кадровых ресурсов ТиПО.

В мире такие технические специалисты весьма востребованны и успешны. Так будет и у нас.

Ляззат Молдакашева, Актобе: Принимаются ли какие-нибудь меры для того, чтобы содержание учебных программ и уровень квалификации выпускников соответствовали растущим потребностям работодателей?

– В соответствии с классификатором специальностей высшего и послевузовского образования РК разрабатываются государственные общеобязательные стандарты образования по специальностям, в основе которых компетентная модель подготовки специалистов. Именно она предусматривает описание совокупности компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, в том числе социально-личностными и экономическими, организационно-управленческими и профессиональными.

В настоящее время в соответствии с ГОСО вузы совместно с работодателями могут определять 60–70 процентов содержания образовательных программ. В этой связи подчеркну, что для получения современных квалифицированных специалистов самим работодателям следует активно сотрудничать с вузами по формированию и разработке образовательных программ.

В сфере технического и профессионального образования мы с этого года также выходим на принципиально новый уровень удовлетворения требований работодателей. О новых механизмах этого процесса я уже говорил.

Асхат Касенгазиев, Шымкент: В последнее время в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях наблюдается рост преступлений среди несовершеннолетних. Можно ли утверждать, что Министерство образования и науки активно реагирует на эти серьезные общественные угрозы?

– Всплеск детской преступности в этих областях вызывает серьезную озабоченность Министерства образования и науки. Причем это идет на фоне общего снижения уровня молодежной преступности в стране. Поэтому мы вместе с министерствами внутренних дел и здравоохранения развернули широкомасштабную работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Данные вопросы рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии при правительстве РК. Кроме того, в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях утверждены комплексные планы мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Одной из серьезных причин роста детской преступности все-таки является снижение роли семьи в воспитании ребенка. Поэтому в эту работу мы целенаправленно вовлекаем родителей, различные общественные объединения и НПО. За учебными заведениями Жамбылской области закреплены сотрудники органов внутренних дел и депутаты городского маслихата, которые участвуют в родительских собраниях, встречаются с учащимися, проводят беседы. Школьные инспекторы, психологи и социальные педагоги помогают координировать профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности. Они также оказывают правовую и консультативную помощь родителям и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание в этих густонаселенных областях мы уделяем развитию сети организаций дополнительного образования, в том числе дворовых подростковых клубов. С 2010 года в Жамбылской области создан ресурсный центр по профилактике правонарушений среди молодежи в рамках государственно-социального заказа. Думаю, эти меры дадут свой результат и сократят число правонарушений в регионе.

– Бакытжан Турсынович, большое спасибо за детальные ответы на вопросы наших читателей. Что бы вы хотели пожелать авторам вопросов и всем читателям газеты в новом учебном году?

– Прежде всего хочу выразить огромную признательность за многочисленные и интересные вопросы. Они показывают большую заинтересованность нашего общества в совершенствовании образовательной системы, а это важнейший залог достижения поставленных целей.

Хочу еще раз подчеркнуть, что образование на протяжении всех 20 лет независимости Казахстана является важнейшим приоритетом политики главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. Именно его выверенной стратегии и системным инициативам мы обязаны тем, что в самые трудные годы тяжелейших реформ не только удалось сохранить систему образования страны, но и последовательно вывести ее на уровень, сопоставимый с передовой мировой практикой. Не случайно Казахстан уже несколько лет занимает место в четверке лидеров по Индексу развития образования ЮНЕСКО. И впереди – масштабные цели, переход на новый качественный уровень.

Достичь этих целей мы сможем только все вместе – центральные и местные органы управления, организации образования и учащиеся всех возрастов, родители, неправительственные организации, СМИ. Вместе нам по плечу любые задачи.

Всем читателям вашей газеты, всем казахстанцам, независимо от возраста, хочу пожелать неустанного и результативного освоения новых знаний.

 

Add comment


Security code
Refresh

Copyright © 2018 Колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.
RocketTheme Joomla Templates